joi, iunie 20, 2013

Положение о Национальном своде археологических памятников и о Национальном археологическом реестре

I. Общие положения

                1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом об охране археологического наследия № 218 от  17.09.2010 (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, № 235-240, год XVII, 3 декабря, 2010, статья №: 738, стр. 8-17).

          2. В задачи Положения входит определение способов разработки, учета и постоянного обновления документации относящейся к политике в области охраны археологического наследия: Национального свода археологических памятников и Национального археологического реестра.

                3. Разработка, учет и обновление Национального археологического свода и Национального археологического реестра находится в ведении Национального агентства  археологии и финансируется из государственного бюджета.
4. Методология разработки национального свода археологических памятников и Национального археологического реестра составлена Национальным агентством археологии в сотрудничестве с Академией наук Молдовы, рассмотрена Национальной археологической комиссией и  утверждена приказом Министра Культуры.

II. Национальный свод археологических памятников
           5. Национальный свод археологических памятников (далее Свод) является систематизированным описанием археологических памятников, обнаруженных на территории Республики Молдова, в том числе раскопанных при археологических исследованиях или разрушенных в результате природной или человеческой деятельности.
          6. Свод разработан на базе опубликованных научных данных, архивных данных, а также последних научных открытий, предоставленных учреждениями археологического профиля и исследователями в области археологии. 
    7. Специалисты в области археологии и учреждения археологического профиля  обязаны ежегодно предоставлять Национальному агентству археологии информацию о вновь открытых памятниках археологии, при этом авторские права исследователей будут защищены согласно законадательсву в области защиты авторских прав. 
   8. Свод включает описание памятника, картографические данные, фотографии, юридические и административные данные. 
    9. Свод периодически обновляется, на основании новых археологических открытий,  случайных или систематических, предоставленных специалистами и учреждениями археологического профиля.
       10.  Свод публикуется как фундаментальная научная работа, при участии учреждений археологического профиля, под эгидой Национальной археологической комиссии и Национального агентства археологии.
          11. Обновление свода осущесляется через каждые 5 лет, включая опубликование дополннений, содержащих данные о вновь открытых археологических памятниках.

III. Национальный археологический реестр
               12. Национальный археологический реестр (в дальнейшем Реестр) является государственным документом, который содержит перечень археологических памятников национального и международного значения, находящихся под охраной государства. Археологические памятники, внесенные в национальный реестр, являются составной частью Национального реестра исторических памятников Республики Молдовы.  
             13. Реестр составлен Национальным агентством археологии на базе Национального свода археологических памятников в сотрудничестве с учреждениями археологического профиля и утвержден Парламентом по предложению Правительства, на основании ходатайствуа Министерства Культуры.
                14. Реестр периодически обновляется Парламентом по инициативе Министерства Культуры.
               15. Реестр содержит следующую информацию об археологических памятниках: название памятника, адрес, координаты GPS, тип памятника, его культурная атрибуция, хронология, степень охраны, номер-Реестр и номер-Кадастр. 
     16. Обновление Реестра осуществляется вследствие новых археологических открытий, признанных Национальной Археологической Комиссией археологическими памятниками национального значения, которые следует включить в Национальный свод археологических памятников, подтвержденных соответствующими документами.  
                17. Предложения об обновлении Реестра осуществляются периодически, не позже одного раза в 3 года.
             18. Национальное aгентство aрхеологии  ежегодно проводит мониторинг состояния памятников археологии, внесенных в Реестр, и принимает необходимые меры по их охране в соответствии с Законом.
                19. В случае частичного повреждения или полного разрушения археологических памятников, включенных в Национальный археологический реестр, Национальное aгентство aрхеологии информирует Министерство Культуры, ходатайствует перед  правоохранительными органами для привлечения виновных лиц к ответственности, принимает установленные законом меры по спасению археологичекого памятника, а также движимых археологических объектов, разрабатывает меры по консервации/охране   поврежденных памятников.     
                20. Случаи полного или частичного разрушения некоторых археологических памятников, а также их утраты вследствие методических раскопок на некоторых объектах археологического наследия зарегистрированы в специальных документах, завизированных Национальным агентством археологии и Национальной археологической комиссией.   
21. На основе документов, подтверждающих разрушение или утрату памятников археологии, Министерство Культуры инициирует процедуру по их исключению из Национального археологичекого реестра. Решение об исключении из Реестра разрушенных или утраченных  памятников археологии, принимается Парламентом по предложению Правительствома на основании ходатайства Министерства Культуры.   

IV. Заключительные положения
                22. Настоящее Положение утверждено Коллегией Министерства Культуры решением №8 от 29 мая 2012 г. и утверждено приказом Министра культуры № 126 от 25 апреля 2013 г.

Положение о Реестре археологов Республики Молдова

I. Общие положения
1. Положение о Реестре археологов Республики Молдова (далее Реестр) разработано на основании постановления ст. 12 абзац (3), буква i) Закона nr. 218 от 17 сентября 2012 об охране археологического наследия (Официальный монитор Республики Молдова, № 235-240, год XVII, 3 декабря, 2010, статья №: 738, стр. 8-17), с целью внедрения действующего законодательства и дополнения существующей юридической основы в сфере охраны национального культурного наследия,  согласно предусмотренным стандартам и международным обязательствам, взятых на себя Республикой Молдова при присоединении к некоторым конвенциям UNESCO и Совета Европы.
2. Данное Положение регламентирует процедуры создания и администрирования Реестра археологов Республики Молдова и зачисления специалистов из области археологии в этот документ.

II. Создание, обновление и администрирование Реестра археологов Республики Молдова
3. Реестр является официальным государственным документом, включающим в себе список профессиональных археологов Республики Молдова, которые, в соответствии с присвоенной категорией, вправе проводить археологические разведывательные работы, предварительные, надзорные или систематические археологические исследования.
4. Реестр создан и утвержден Министерством культуры.
5. Реестр обновляется Министерством Культуры периодически, в результате  аттестации специалистов из области археологии по профессиональным категориям, на основании рекомендаций Национальной археологической комиссии.
6. Администрирование и содержание Реестра входит в обязанность  Национального агентства археологии.


III. Профессиональные категории в области археологии
7. Реестр включает в себя следующие профессиональные категории:
a) археолог дебютант;
b) археолог специалист;
c) археолог эксперт.
8. Присуждаемые компетенции  при присвоении одной из профессиональных категорий в области археологии устанавливаются в следующем порядке:
a) археолог дебютант – имеет право проводить археологические разведки и быть членом исследовательского археологического коллектива;
b) археолог специалист - имеет право проводить археологические разведки, надзорные археологические работы, руководить сектором раскопа в ходе систематических, предварительных или спасательных археологических изысканий. Основываясь на решении Национальной археологической комиссии, археолог специалист может руководить предварительными или спасательными археологическими исследованиями.
c) археолог эксперт – имеет право проводить любой тип археологических изысканий, в том числе: археологические разведки, исследования предварительного, надзорного, систематического, спасательного характера, а также проводить археологическую экспертизу.

IV. Процесс зачисления специалистов из области археологии в Реестр
9. Зачисление специалистов из области археологии в Реестр и присвоение им профессиональных категорий осуществляется приказом министра культуры, на основании рекомендации Национальной археологической комиссии.
10. Национальная археологическая комиссия реализует процедуру профессиональной аттестации археологов, на основании условий и критериев, установленных настоящим Положением.
11. Присвоение одной из установленных профессиональных категорий в области археологии осуществляется на основании профессиональных оценочных критериев, а также практического опыта заявителя.

V. Общие условия для профессиональной аттестации специалистов
из области археологии
12. Для профессиональной аттестации специалистов из области археологии установлены следующие общие условия:
a) законченное высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста-историка;
b) степень магистра или другие равнозначные формы послеуниверситетского образования со специализацией в области: археология, антропология, история древнего мира, история средних веков или в других смежных областях;
c) письменное обязательство о принятии и соблюдении Деонтологического кодекса археологов Республики Молдова.

VI. Критерии профессиональной аттестации специалистов
 из области археологии
13. Профессиональная аттестация специалистов в области археологии осуществляется на основании критериев оценки профессиональной подготовки и практического опыта, полученного  в ходе полевых археологических исследований.
14. Критериями оценки профессиональной подготовки являются:
      а) завершение специализированных форм обучения;
      б) докторат в области археологии или исторических наук;
      в) наличие опубликованных работ в области археологии.   
15. Критериями оценки практического опыта являются:
      а) археологическая стажировка во время учебы;
      б) принадлежность к коллективу археологического исследования;
      в) опыт в качестве ответственного за сектор/археологический раскоп.

VII. Присвоение профессиональных категорий специалистам
из области археологии
16. Присвоение профессиональных категорий специалистам из области археологии осуществляется по следующей шкале:
а) археолог дебютант - не менее 4 баллов, причисленных на основании оценки практического опыта, наличия диплома степени магистра;
б) археолог специалист - не менее 15 баллов, причисленных на основании оценки практического опыта; статус аспиранта или доктора исторических наук, имеющий минимум 7 опубликованных статей по специальности;
в) археолог эксперт - не менее 25 баллов, причисленных на основании оценки практического опыта; доктор или доктор хабилитат исторических наук, 15 научных опубликованных статей по специальности, из которых, минимум одна монография в области археологии.

VIII. Расчет баллов для оценки практического опыта в области археологии
17. Расчет баллов для оценки практического опыта в области археологии устанавливается следующим образом:
а) за участие в археологических исследованиях в период получения высшего специального образования: 0,5 балла – за участие в период не менее 2 недель;
б) за участие в археологических исследованиях после зачисления в Реестр археологов: 1,0 балла – за участие в период не менее 2 недель; 1,5 балла – за руководство археологическими раскопками;
с) за принятие участия в составлении Отчетов археологических исследований в качестве автора или соавтора, отмеченного в титуле или во введении Отчета археологических исследований: 1,0 балла - за составление одного Отчета.
18. Оценка практического опыта в области археологии осуществляется на основании подтвердительных справок, выданных ответственными лицами за археологические исследования, а также на основании списка археологических отчетов, составленных заявителем в качестве автора или соавтора.
 
IX. Процедура аттестации специалистов в области археологии
19. Для аттестации специалистов в области археологии, заинтересованные лица должны представить Национальной археологической комиссии досье/дело  со следующими документами:
а) заявка на аттестацию;
b) копия удостоверения личности;
c) резюме о деятельности (CV);
d) список опубликованных работ;
e) копия диплома о высшем образовании;
f) копия диплома степени магистра;
g) копии других документов, подтверждающих завершенное послеуниверситетское образование;
h) свидетельство о зачислении/окончании докторального обучения для лиц, не имеющих научной степени;
i) копия диплома доктора наук / доктора хабилитат;
j) список участий в археологических исследованиях/раскопках с указанием статуса (практикант, член исследовательской группы,  ответственный за сектор или археологический раскоп), продолжительность участия и  подтверждающие документы;
k) письменное обязательство о принятии и соблюдении Деонтологического кодекса археологов  Республики Молдова.
l) два рекомендательных письма от экспертов или специалистов, с которыми работали (для археолога дебютанта).
20. Учет аттестационных дел ведется Национальным агентством археологии в специальном реестре.
21. Неправильно составленные или неполные дела отклоняются и возвращаются заявителю для поправок или дополнения.
22. После проверки и изучения дел, Национальная археологическая комиссия, в течение 60 дней после подачи укомлектованного дела, принимает решение о присвоении запрашиваемой профессиональной категории или об отказе.
23. Принятое решение Национальной археологической комиссией о присвоении заявителю профессиональной категории служит основанием для выдвижения предложения о включении археолога в Реестр.
24. Решение об отклонении заявления об аттестации и присвоении археологической категории мотивируется Национальной археологической комиссией в письменной форме и может быть обжаловано в Министерстве культуры в течение 5 дней с момента уведомления.
25. Обжалования рассматриваются комиссией, назначенной приказом министра культуры, в течение 30 дней со дня их подачи.
26. Лица, недовольные результатом рассмотрения обжалований,  могут обращаться в судебные органы, в рамках действующего законодательства.
27. По истечении одного года после уведомления о решении об отклонении, несостоявшиеся кандидаты могут запросить новую профессиональную аттестацию в качестве археолога.
28. После утверждения министром культуры решения Национальной археологической комиссии об аттестации профессиональных археологов и их регистрации в Реестр, Министерство культуры, в течение 30 дней, выдает каждому заявителю Аттестат, в соответствии с образцами, предусмотренными в приложении к настоящему Положению.
29. Аттестация проводится  на неограниченный срок.
30. Порча, уничтожение или потеря Аттестата декларируется в письменной форме в адрес секретариата Национальной ахеологической комиссии, а также, в течение 48 часов после декларирования, публикуется заявителем в Официальном мониторе Республики Молдова.
31. Выдача дубликата Аттестата, вместо испорченного / уничтоженного / потерянного, производится Министерством культуры, на основании заключения Национальной археологической  комиссии, по письменному запросу заявителя, к которому прилагается копия уведомления, опубликованного в Официальном мониторе Республики Молдова.

X. Приостановление или аннулирование профессиональных категорий
 и регистрации в Реестр
32. Национальная археологическая комиссия может своим решением приостановить или аннулировать/отозвать аттестацию, по требованию специализированного отдела Министерства культуры или  членов Национальной археологической комиссии.
33. Аттестация может быть приостановлена ​​в следующих случаях:
а) если в отношении аттестированного лица возбуждено гражданское или уголовное дело в связи с деятельностью, для которого он был аттестирован. В этом случае приостановление действия аттестации происходит до окончательного решения дела;
b) в случае, когда аттестированные лица обвиняются в нарушении Деонтологического кодекса археологов Республики Молдова;
c) в случае, когда аттестированные лица проводят неразрешенные раскопки, в соответствии с законом.
34. Аттестация аннулируется в следующих случаях:
а) в случае, когда аттестированные лица становятся виновными за серьезные нарушения предписаний Положения об археологическом исследовании и экспертизе;
b) в случае, когда аттестация для определенного лица была один раз приостановлена, и лицо повторно совершает такие же нарушения, из-за которых раннее было санкционировано;
c) в случае окончательного судебного решения по гражданскому/административному делу или окончательного приговора по уголовному делу в связи с деятельностью, для которой был аттестирован;
35. Требование о приостановлении действия или аннулировании атесттации рассматривается Национальной археологической комиссией в течение 30 дней с момента его представления и мотивируется в письменной форме.
36. Решением о приостановлении аттестации Национальная археологическая комиссия устанавливает срок, на который она приостанавливается, равно как и необходимые условия ее возобновления.
37. Прекращение приостановления аттестации подтверждается решением Национальной археологической комиссии.
38. Решение о приостановлении или аннулировании аттестации сообщается соответствующим лицам/заявителям секретариатом Национальной археологической Комиссии и может быть обжаловано в письменной форме в течение 5 дней с момента уведомления.
39. Приостановленный или аннулированный аттестат сдается владельцем в секретариат Национальной археологической комиссии в течение 10 дней с момента уведомления, а приостановление действия или аннулирование аттестации вписывается в Реестр.
40. Решение об аннулировании аттестации означает исключение аттестированного специализированного персонала из Реестра.
41. Потеря статуса лица-специалиста, аттестированного и зарегистрированного в Реестре, может произойти и в следующих ситуациях:
а) личного заявления в письменной форме, поданного в адрес председателя Национальной археологической комиссии;
b) на основании решения Национальной археологической комиссии об отзыве статуса аттестированного лица;
c) смерти.

XI. Заключительные положения
42. Специалисты из области археологии, аттестированные на основании решений Национальной археологической комиссии Министерства культуры в период 2001-2010 годов, обязаны обновить свои досье/дело и представить их в Министерство культуры, для прохождения процедуры оценки и аттестации, в соответствии с настоящим Положением.
                43. Настоящее Положение принято Коллегией Министерства Культуры Решением № 04 от 30 марта 2012 г. и утверждено приказом Министра культуры № 127 от 25 апреля 2013 г.
               


duminică, iunie 16, 2013

Положение об археологических исследованиях и экспертизе в Республике Молдова

I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом об охране археологического наследия 218 от 17 сентября 2010 г. (Официальный монитор Республики Молдова, № 235, Год XVII, 3 декабря 2010 г., ст. 738 , стр. 8-17).
2. Цель Положения – установление нормативных и научно-методических рамок в области полевых археологических исследований и экспертизы в Республике Молдова.

II. Понятия археологических исследований
3. Археологические исследования – деятельность общественного значения, осуществляемая в целях выявления, исследования и освоения археологических памятников и предметов, находящихся в недрах земли, под водой или на поверхности земли.
4. Археологические исследования включают две основные ступени: полевые археологические исследования и аналитические археологические исследования.
5. Полевые археологические исследования – первичный этап обнаружения, идентификации и документирования археологического наследия, а аналитические археологические исследования – это анализ и интерпретация материалов.
6. Полевые археологические исследования осуществляются посредством следующих видов деятельности: разведок, предварительных археологических исследований, надзорных археологических исследований, спасательных археологических исследований, систематических археологических исследований и археологических экспертиз.
7. Археологические разведки – археологические исследования на поверхности земли или под водой с целью идентификации новых археологических памятников или уточнения состояния уже известных памятников.
8. Предварительные археологические исследованияпоэтапные полевые исследования, проводимые с целью изучения археологических памятников, которые подвергаются или могут подвергаться негативному воздействию со стороны антропогенных или природных факторов, в том числе:
а) проектирования новых строений, изменения, расширения или ремонта коммуникационных сетей или инженерно-технического оснащения, в том числе подземных и подводных, раскопок, эксплуатации карьеров, строительства магистральных сетей, сетей электросвязи, установке реле и антенн электросвязи, работ по землеустройству, исследовательских и разведочных работ (бурение и раскопки), необходимых для осуществления геотехнических исследований, а также любых других работ, затрагивающих поверхность почвы, недра или дно в текучих или стоячих водах, независимо от того, осуществляются они в населенных пунктах или за их пределами, а также независимо от формы собственности на землю;
b) проектных работ по реставрации, частичной или полной реконструкции исторических памятников;
c) оползней, эрозий почвы и других явлений природы, которые могут воздействовать на археологические памятники.
9. Надзорные археологические исследования – исследования, целью которых является мониторинг и оперативное археологическое вмешательство в археологический памятник, находящийся в зоне строительства, территориального обустройства, а также в зоне реставрации или реконструкции архитектурного памятника.
10. Спасательные археологические исследования – исследования, проводимые в срочном порядке с целью спасения археологического наследия, подвергнутого внезапно возникшей угрозе безвозвратного разрушения со стороны антропогенного или природного фактора.
11. Систематические археологические исследования – долгосрочные археологические исследования памятника, проводимые на основе многолетней научной программы.
12. Полевые археологические исследования проводятся авторизированными специалистами, под эгидой учреждений археологического профиля: университеты, академические институты, музеи, государственные учреждения и неправительственные профильные организации.
13. Полевые археологические исследование, в зависимости от используемых методов, могут быть разрушающими и неразрушающими.
14. Традиционные полевые археологические исследования, путем раскопок, по существу, являются разрушающими, потому что в процессе изучения снимается культурный слой и нарушаются или уничтожаются ценности недвижимого культурного наследия.
15. Полевые археологические исследования, основанные на современных неинвазивных методах, которые не затрагивают физическое состояние археологических слоев, считаются неразрушающими.
16. Неразрушающие археологические исследования всегда приоритетны перед археологией, основанной на традиционных методах изучения.
17. На памятниках и в хорошо законсервированных археологических зонах, защищенных от антропогенных или природных факторов, должны использоваться преимущественно неразрушающие методы изучения.

III. Разрешение на проведение археологических исследований
18. Разрешение на проведение археологических исследований (далее Разрешение) это официальный документ, разрешающий проведение полевых археологических изысканий.
19. Разрешение выдается Министерством культуры по предложению Национальной археологической комиссии.
20. Право на Разрешение имеют лица со специальной подготовкой, аттестованные Национальной археологической комиссией и зарегистрированные в Реестре археологов Республики Молдова.
 21. Разрешения на проведение полевых археологических исследований, в зависимости от характера работ, подразделяются на четыре категории:
a) Категория A на производство систематических археологических исследований на археологических памятниках любого типа;
b) Категория B – на ведение предварительных археологических исследований на археологических памятниках, которые подвергаются негативному воздействию со стороны антропогенных факторов, и для надзорных археологических исследований находящихся в процессе реставрации архитектурных памятников;
c) Категория C – на производство спасательных археологических исследований на археологических памятниках, подвергнутых угрозе разрушения со стороны антропогенного или природного фактора;
d) Категория D – на ведение разведок со вскрытием участков до 20,0 кв.м. на археологических памятниках.
22. Разрешение на проведение полевых археологических исследований выдается лицам, зарегистрированным в Реестре археологов Республики Молдова, в соответствии с категорией профессиональной аттестации:
a) Разрешение категории A выдается исследователям, которые имеют профессиональную квалификацию археолог-эксперт;
b) Разрешения категории B и C выдаются исследователям, которые имеют профессиональную квалификацию археолог-эксперт или археолог-специалист;
c) Разрешение категории D выдается исследователям, которые имеют профессиональную квалификацию археолога.
23. Разрешение выдается на один календарный год Министерством культуры на основании решения Национальной археологической комиссии.
24. Право на получение Разрешения принадлежит учреждениям археологического профиля Республики Молдова.
25. Для получения Разрешения учреждение археологического профиля обращается в Национальную археологическую комиссию с заявлением, к которому прилагает проект запланированных археологических исследований, в соответствии с установленными формулярами.
26. Учреждение, запрашивающее Разрешение, имеет следующие обязанности:
a) финансовое и материальное обеспечение запланированного археологического исследования;
b) обеспечение обработки найденных археологических материалов в лабораторных условиях;
c) обеспечение в установленный срок подготовки Научного отчета о результатах проведенных археологических исследований;
d) обеспечение временного хранения археологических материалов, полученных в результате раскопок и их передачи в срок, по актам, в специализированные государственные учреждения в соответствии с решением Министерства культуры.
27. Лицо, получившее Разрешение на проведение археологических исследований, обязано:
a) зарегистрировать Разрешение до начала полевых археологических исследований в специализированном органе местной администрации II уровня и в местном органе I уровня.
b) лично координировать полевые археологические исследования в течение всего периода исследований, без права передачи Разрешения другим лицам.
с) представить местной администрации I и II уровня, по завершении полевых изысканий, краткую информацию о результатах раскопок, копия которой будет прилагаться к научному Отчету.
d) зарегистрировать в соответствии с методическими требованиями новые обнаруженные экспедицией археологические памятники и письменно информировать об этих открытиях Национальное археологическое агентство и местные административные органы I и II уровня, а копию информации прилагать к Научному отчету об археологических исследованиях.
e) передать по завершении лабораторных работ, для хранения в специализированных учреждениях, в соответствии с распоряжением Министерства культуры, все обнаруженные археологические материалы, а акт сдачи-приема приложить к научному Отчету.
f) представить в Национальное археологическое агентство Научный отчет об археологических полевых исследованиях в печатном и электронном виде, подготовленный в соответствии с требованиями настоящего Положения.
g) представить в Национальное археологическое агентство Аннотацию в соответствии с установленными требованиями, для дополнения электронной базы данных об археологических исследованиях в Республике Молдова.
h) обеспечить после завершения полевых работ максимальное восстановление исторического ландшафта, в определенных случаях (по мере возможности) обеспечить сохранение обнаруженных археологических памятников.
i) принять необходимые меры для обеспечения сохранности археологических памятников в исследованной зоне.
j) обратиться в государственные органы в целях принятия необходимых мер для борьбы с несанкционированными раскопками, с незаконным использованием аппаратов дистанционного зондирования, а также других действий, которые могут привести к повреждению или уничтожению памятников.
28. Лицо, получившее Разрешение, имеет следующие права:
а) авторское право на Научный отчет об археологических исследованиях;
b) право на публикацию всего или частей из Научного отчета об археологических исследованиях под своим именем или в соавторстве с другими специалистами, членами исследовательского коллектива;
c) позволить другим исследователям опубликовать определенные археологические материалы, содержащиеся в Научных отчетах об археологических исследованиях.
29. Лицо, получившее Разрешение, несет персональную ответственность за:
a) качество археологических исследований;
b) качество выполнения полевой археологической документации;
c) качество обработки полученных археологических материалов в ходе раскопок;
d) качество Научного отчета об археологических раскопках;
e) сохранение целостности коллекции археологических материалов, полученных в результате археологических раскопок, и ее передачу в срок государственному учреждению, утвержденное Министерством культуры.
 30. Заявка на получение Разрешения должна подаваться в Национальную археологическую комиссию не позднее, чем за два месяца до начала полевых работ, за исключением случаев спасательных исследований на археологических памятниках, находящихся под угрозой разрушения.
 31. В случае, когда Разрешение востребовано для археолога, который впервые будет вести самостоятельно археологические исследования, к заявке должна быть приложена краткая информация о его деятельности в отрасли и две рекомендации, подписанные археологами-экспертами, научными наставниками заявителя или руководителями экспедиций, в которых работал заявитель.
 32. Национальная археологическая комиссия рассматривает заявление на выдачу Разрешения в срок не более одного месяца со времени поступления заявки.
 33. Национальная археологическая комиссия, в обоснованных случаях, имеет право ограничить объем полевых работ или отказать в выдаче Разрешения на проведение археологических исследований.
 34. Основанием для уменьшения объема работ или для отказа выдачи Разрешения могут служить:
 а) решение Национальной археологической комиссии и Министерства культуры законсервировать определенные археологические памятники или их части;
 b) преувеличенные объемы работ, предлагаемые для исследования;
 c) применение исследователем в предыдущем сезоне раскопок неправильных методов исследования;
 d) неоправданное увеличение объема работ, допустимое предыдущим Разрешением, которое не было предусмотрено в документе;
 e) низкое качество Научного отчета, представленного исследователем на основании предыдущего Разрешения;
 f) непредставление в установленные сроки Научного отчета об исследованиях, проведенных на основании предыдущего Разрешения;
 g) непредставление справки о передаче коллекции и полевой документации в соответствующее научное учреждение.
 35. В случае отказа в выдаче Разрешения или уменьшения объема предусмотренных археологических работ, Национальная археологическая комиссия информирует об этом учреждение, подавшее заявку, с указанием причин отказа или ограничения объема работы.

IV. Археологические разведки
36. Археологические разведки проводятся с целью обнаружения и первичного полевого изучения новых памятников, а также для проверки информации из библиографических источников об уже известных памятниках археологии.
37. Разведки предусматривают выявление археологических памятников, проверку их состояния, их предварительное исследование, в том числе археологическими шурфовками, фиксацию ГПС и подробное текстовое описание, которое включает:
а) географическое положение, включающее расстояния до соседних водоемов и населенных пунктов, рельеф и особенности ландшафта, форму, размеры, состояние поверхности, наличие наземных объектов и т.д.;
b) площадь распространения археологических находок;
c) библиографические сведения об археологическом памятнике;
d) сведения о восприятии памятника местным населением;
e) характер культурного слоя (в случаях если на памятнике имеются обнаженные участки in situ или если в процессе разведок производилась шурфовка).
38. Во время разведок составляется графический план размещения археологического памятника в масштабе 1:50, 1:100, 1:500 и др., в зависимости от размеров памятника, с уточнением рельефа и его связи с постоянными геодезическими точками, с точным указанием произведенных шурфовок.
39. Фотографическая фиксация памятника должна производиться с таким расчетом, чтобы фотоснимки наиболее полно и точно передавали особенности рельефа и топографическую ситуацию.
40. Обязательно описание археологического материала с точной маркировкой каждой находки.
41. Исследователь, который проводит археологические разведки на основании Разрешениякатегории D”, имеет право, с целью определения толщины культурных слоев, площади распространения находок и характера культурных отложений археологического памятника, проводить ограниченные полевые работы: зачистки обнаженных участков или шурфовки.
42. Запрещается проведение разведочных шурфовок на известных или на ранее исследованых памятниках, за исключением случаев, санкционированных Национальной археологической комиссией.
43. Закладка разведочных шурфов допускается на поселениях, городищах и в периметре предполагаемых грунтовых могильников.
44. Воспрещается шурфовка курганов, известных грунтовых могильников, зольников или других выраженных наружно археологических комплексов.
 45. В процессе разведок необходимо строго избегать разрушения культурного слоя и раскопок нетронутых пространств, ограничить исследования зачисткой и фиксацией выделенной зоны: овраг, обвал, стена, яма и т.д.
46. На одном памятнике не должно быть произведено больше трех разведочных шурфов, а их общая площадь не может превышать 20 кв.м. Запрещаются шурфы площадью менее 1 кв.м. Закладки большего числа поисковых шурфов требуют специального разрешения от Национальной археологической комиссии.
47. Не допускается разрушение целостности археологического комплекса, в случае обнаружения в разведывательных шурфах остатков жилищ или других строений, которые могут значительно превышать пределы шурфа. Исследования на этих участках следует прекратить, а выявленные материалы законсервировать, засыпав шурф землей.
48. В случае обнаружения погребения, нужно приступить к расширению площади шурфа в необходимом направлении и к полному его исследованию.
49. Результаты разведочных исследований должны быть документированы письменно, с приложением графических иллюстраций и фотографий.
50. Процесс археологических исследований описывается в полевом дневнике, а планы и профили шурфов фиксируются графически на миллиметровой бумаге в масштабе 1:20.
51. По окончании разведочных работ все котлованы шурфов должны быть засыпаны.
52. Материал, обнаруженный в процессе разведок, должен быть тщательно собран и маркирован с точным указанием места находки.
53. После завершения разведочных исследований, в установленном порядке, составляется Научный отчет, который, в совокупности со всей полевой документацией, должен быть представлен в Национальную археологическую комиссию до начала следующего сезона исследований.

V. Предварительные археологические исследования
54. Предварительные археологические исследования ведутся с целью предотвращения разрушения археологического наследия вследствии работ, затрагивающих поверхность почвы и недра, по собственной инициативе или по просьбе физических лиц или учреждений, заинтересованных в проведении строительных работ, изменении, расширении или ремонте коммуникационных сетей, очистке водоемов, строительстве всех видов трубопроводов; посадке лесов, садов, виноградников, осуществлении других сельскохозяйственных или мелиоративных работ; строительстве частных или государственных зданий, выполнении любых видов земляных работ, в том числе эксплуатация карьеров, инженерно-технические, подземные или подводные работы, которые могут привести к повреждению археологического наследия.
55. Ответственность за организацию и проведение предварительных археологических исследований несет Национальное археологическое агентство.
56. Процедура предварительных археологических исследований предусматривает определение присутствия/отсутствия археологических памятников на участках, находящихся под воздействием антропогенного или природного факторов и согласование в установленном порядке строительных проектов или других работ, разрушающих почвенный слой.
57. Предварительные археологические исследования осуществляются на стадии проектирования новых построек, в случае всех видов работ, затрагивающих поверхность почвы, недра или дно в текучих или стоячих водах, независимо от того, осуществляются они в населенном пункте или за его пределами, а также независимо от формы собственности на землю; при работах по реставрации, частичной или полной реконструкции исторических памятников; в случае оползней, эрозий почвы и т.п.
58. Расходы, связанные с ведением предварительного археологического контроля, проведением археологической экспертизы, согласованием проектов новых пострек или других работ, нарушающих поверхность почвы и недра, оплачивают, согласно закону, заказчики или проектные учреждения, оценка которых проводится в соответствии с нормами, установленными Министерством культуры.
59. Для согласования проектов заказчик/проектант подает в Национальное археологическое агенство заявление, в котором указываются: название и цель проекта, этапы его реализации и задействованная работами зона, полная стоимость проекта, к которым будет приложена копия топографического плана с включением в территорию проектированного обьекта.
60. При поступлении заявления, Национальное археологическое агентство, посредством своих специалистов или учреждений археологического профиля, инициирует процедуру предварительных археологических исследований, а затем приступает к предварительным исследованиям в зонах планируемых новостроек или ведения других работ, нарушающих поверхность почвы, в результате которых составляется Технический отчет и соответствующее заключение.
61. В случае, когда предварительные исследования не приводят к обнаружению археологических памятников в обследованных зонах, Национальное археологическое агентство утверждает проект новостроек или другого рода работ, с оговоркой об обязательной мониторизации земляных работ со стороны заказчика в отношении случайных археологических находок, которые могут появиться в ходе выполнения работ.
62. В случае наличия археологических памятников в зонах планируемых новостроек или других работ, нарушающих поверхность почвы и культурный слой, Агентство будет утверждать проект соответствующих работ с условием обязательного покрытия со стороны заказчика расходов на мониторинг процесса земляных работ, по крайней мере, одним профессиональным археологом.
63. В случае обнаружения археологических материалов в зоне новостроек или на любом другом участке, который может быть разрушен любым видом работ, с целью спасения археологических материалов Национальное археологическое агентство разрабатывает и реализует План об освобождении от археологического потенциала соответствующие зоны и устанавливает стоимость археологических исследований.
64. До освобождения от археологического потенциала зона, являющаяся предметом исследований, охраняется как археологический памятник, в соответствии с законом, и строительные или любые другие виды работ, требующие нарушения почвы, прерываются с целью проведения спасательных археологических исследований.
65. Финансирование археологических исследований для спасения памятников археологии, находящихся под угрозой разрушения в ходе реализации строительных работ или других мероприятий, ведущихся в недрах земли и под водой, производится за счет заинтересованных в этих работах организаций, в соответствии с установленными Министерством культуры нормами.
66. План освобождения от археологического потенциала и приблизительная оценка стоимости работ служат основой для заключения договора о спасательных археологических исследованиях между Национальным археологическим агенством и заинтересованной стороной, после согласования с Министерством культуры.
67. Национальное археологическое агентство проводит предварительные и спасательные археологические исследования самостоятельно или при помощи учреждений археологического профиля, на основе договоров субподряда.
68. После завершения спасательных археологических исследований учреждение, ответственное за их ведение, представляет Национальному археологическому агентству предварительный Технический отчет об основных результатах исследования и Заключение с соответствующими рекомендациями по выдаче Сертификата об освобождении от археологического потенциала исследованной зоны.
69. Учитывая Заключение учреждения, ответственного за археологические исследования и на основе собственного анализа, Национальное археологическое агентство предлагает Министерству культуры выдать Сертификат об освобождении от археологического потенциала заинтересованной в проведении строительных или другого рода работ стороне.
70. В случаях обнаружения археологических артефактов особого значения, требующих дополнительного времени для исследования или увеличения объемов финансирования, Национальное археологическое агентство, на основании аргументированного заявления, одобренного специализированным Департаментом Министерства культуры, вносит изменения в план об освобождении от археологического потенциала и в план финансирования, о чем будет уведомлен заказчик работ, с возобновлением переговоров о соответствующих изменениях договора об археологических спасательных исследованиях.
71. В случаях обнаружения археологических материалов исключительной значимости, требующих консервации и реставрации на месте, in situ, на основании решения Министерства культуры, Национальное археологическое агентство должно инициировать процедуру исключения соответствующего участка земли из зоны предполагаемых работ или их ограничения путем изменения проекта данной постройки.
72. Работы по консервации и реставрации археологических памятников должны производиться под присмотром Национального археологического агенства на основании проекта, разработанного по заказу заинтересованного в ведении соответствующих работ лица, специализированным учреждением, утвержденного Национальным археологическим агентством и Национальной археологической комиссией, на договорной основе.
73. В случае обнаружения во время строительных или другого рода работ археологических памятников, Национальное археологическое агентство должно в срочном порядке принимать меры с целью спасения культурных ценностей, в соответствии с процедурами, изложенными в этом положении и на основании действующего законодательства.

VI. Систематические археологические исследования[1]
74. Систематические археологические исследования – это основная форма научного исследования археологического памятника.
75. Цель систематических археологических исследований состоит в многостороннем исследовании памятника путем раскопок больших площадей, комплексной топографической и стратиграфической фиксацией, детальным исследованием культурного слоя, сооружений и других объектов.
76. Для систематических исследований выбираются памятники, которые могут дать максимальные результаты для решения основных научных задач, включенных в исследовательские планы учреждений археологического профиля.
77. В приоритетном порядке, подлежат систематическим археологическим исследованиям те памятники, которые в результате деятельности человека или природных факторов, находятся под угрозой уничтожения.
78. Проведению систематических археологических исследований должно предшествовать детальное обследование как самого памятника, так и окружающей территории, а также составление топографического плана и фотофиксация памятника.
79. Выбор места для закладки раскопов на памятнике и определение их размеров зависят от цели и задач исследовательского проекта, технического оснащения для проведения раскопок и других факторов.
80. В рамках программ систематических исследований археологических памятников раскопы должны закладываться в первую очередь на участках, находящиеся под угрозой разрушения (природные катаклизмы, экономическая деятельность и т.д.).
81. Систематические археологические исследования не включат всю площадь памятника, сохраняя нетронутыми участки для возможных последующих научных экспертиз и исследований.
82. Раскопки поселений и грунтовых могильников ведутся на больших площадях, гарантирующих вероятность получения наиболее полной характеристики памятника.
83. Систематические исследования памятников методом закладки разрозненных траншей и шурфов воспрещено.
84. Запрещается частичное исследование отдельных археологических объектов, которые видны на поверхности земли (зольники, жилища, могилы, ямы и т.п.).
85. Расширение раскапываемой площади производится путем дополнительных прирезок к уже существующим раскопам.
86. При необходимости закладки нескольких раскопов в разных частях памятника, важно фиксировать их в единой системе исследования для обеспечения совмещения раскопов в дальнейшем.
87. Археологические исследования начинаются с локализации всей площади памятника и установлением единого репера, от которого производится нивелировка и привязка всех раскопов.
88. Технические средства (бульдозеры, экскаваторы и т.д.) при археологических раскопках могут быть использованы в следующих случаях:
a) при исследовании курганов с целью снесения курганной насыпи и исследования окружающего пространства, где могут быть обнаружены ровики, каменные сооружения, ямы, остатки тризны и т.д.;
b) при исследовании грунтовых могильников, в случае отсутствия культурного слоя над погребениями, что было установлено предыдущими раскопками;
c) для транспортировки отработанного грунта и современных мусорных отложений и т.п.
89. Использование технических средств допускается до появления контуров могильных ям или других сооружений.
90. Снятие грунта техникой должно производиться тонкими (не более 10 см) пластами при непрерывном тщательном наблюдении за вскрываемой площадью и должно прекращаться при первом появлении признаков могильника: погребальных сооружений, ям, тризн и пр.
91. В ходе исследования курганных могильников предпринимаются необходимые меры для обеспечения обнаружения и регистрации всех артефактов, находящихся в насыпи (остатки тризны, ямы, каменные конструкции и т.д.), конструктивных особенностей и структуры насыпи, уровня обнаружения погребения, наличия промежуточных прослоек, других сооружений внутри, под, или вокруг кургана.
92. Исследования культурного слоя поселений и погребений производятся только ручным инструментом. Использование в этих целях землеройных машин и механизмов категорически воспрещается. Технические средства могут применяться только для устранения балласта (транспортировка отработанного грунта, удаление перекрывающего памятник мусорного слоя и т.п.).
93. Раскопки поселений всех видов ведутся послойно по условным пластам и поквадратно с тщательным выявлением всех особенностей, присущих слоям и поселению в целом. На уровне каждого слоя документируются остатки построек, кострищ, очагов, ям, грунтовых пятен и других сооружений.
94. При раскопках памятников с многослойными культурными напластованиями последовательное углубление в нижележащие слои допустимо лишь после детального изучения верхних слоев и исчерпывающей их фиксации.
95. Исследование культурных отложений должно быть доведено до материка, если этому не препятствуют обнаруженные в раскопках архитектурные памятники или элементы первостепенного значения, сохранение которых представляется строго необходимым.
96. Во время исследования археологических памятников, содержащих остатки построек или архитектурные элементы, работа должна быть организована таким образом, чтобы они не разрушались до их полного вскрытия и многосторонней фиксации и изучения.
97. В случае систематических многолетних исследований памятника, с оставлением под открытым небом архитектурных элементов, следует принять соответствующие меры для обеспечения их охраны и консервации.
98. Для фиксации стратиграфических наблюдений внутри больших раскопов оставляются стратиграфические бровки.
99. При раскопках курганов при помощи техники оставляются несколько параллельных стратиграфических бровок, по направлению хода механизмов, в зависимости от величины и строения курганной насыпи, а при раскопках вручную оставляются две перпендикулярные бровки, которые разбираются после их графической и фотографической фиксации.
100. Запрещается рельефная маркировка культурных слоев для фотографирования.
101. В процессе раскопок памятников всех видов обязательно производится нивелирование поверхности раскопа и всех обнаруженных археологических сооружений.
102. Во время фотографической и графической фиксации фресок не допускается оконтуривание рисунков мелом для лучшей видимости.
103. Исследователь обязан ежедневно регистрировать все наблюдения в процессе исследования памятника в полевом дневнике. Дневник является официальным полевым документом и не может быть заменен какими-либо иными записями. Дневниковые данные служат основанием для составления научного отчета.
104. Результаты раскопочных археологических работ, помимо дневниковых записей, фиксируются чертежной документацией: планы и разрезы раскопов, стратиграфические профили, графические рисунки, фотографии, статистические таблицы и т.д.
105. Планы и разрезы раскопов, стратиграфические профили должны выполняться непосредственно на месте работ и с максимальной точностью. Воспроизводятся графически все детали археологического памятника, в том числе состав, структура и окраска слоев почвы, пятна (которые могут быть следами археологических сооружений), археологические находки, кости и другие материалы, привязка и глубины которых фиксируются от репера.
106. Планы, разрезы и профили раскопов выполняются в едином масштабе, обычно 1:20. Планы и разрезы погребений составляют в масштабе 1:10.
107. Обязательной является фотофиксация всего процесса раскопок, а также всех вскрываемых объектов: погребений, сооружений, стратиграфических профилей и пр.
108. Все полученные при раскопках вещевые находки (включая остеологические, палео-ботанические, строительные и др. материалы) фиксируются в дневниковых записях, на археологическом плане и в общем реестре обнаруженных предметов.
109. Находки, полученные при раскопках, должны передаваться соответствующим образом для хранения и дальнейшей научной обработки музеям или другим профильным учреждениям. Определение материалов, которые подлежат передаче и тех, которые могут оставаться in situ, зависит от степени исследования памятника, а изучение материалов на месте раскопок – от степени их повреждения.
110. В археологическую коллекцию в обязательном порядке должны быть взяты:
а) инвентарь погребальных комплексов;
b) материалы из закрытых комплексов;
c) целые или подбирающиеся по фрагментам предметы;
d) нумизматические и эпиграфические находки;
е) находки, имеющие художественное значение;
f) находки, по которым можно определить датировку;
g) находки, определяющие культурную принадлежность памятника;
h) предметы, функции или назначение которых не определено.
111. Все поступающие в коллекцию материалы должны быть внесены в общую Опись обнаруженных предметов, с указанием точного места нахождения (название памятника, раскоп, квадрат, слой, глубина и т.п.).
112. Оставляемый на месте раскопа материал должен быть подробно описан в дневнике. Затем его следует собрать в одном месте и закопать, отмечая точное место зарытия на рабочем плане.
113. По окончании раскопок исследователь обязан засыпать все котлованы на памятнике, с целью воссоздания ландшафта.
114. Каменные или мегалитические конструкции, могильные каменные ограды, каменные кресты и культовые камни после раскопок следует восстановить in situ, зарегистрировать, сфотографировать и приложить фотоматериалы к Отчету об археологических исследованиях.
115. Во время проведения раскопочных работ, исследователь обязан соблюдать правила техники безопасности, предусмотренные при земляных работах специальными инструкциями.
116. По окончании полевых археологических исследованийй и предварительной обработки в лабораторных условиях, исследователь передает обнаруженные археологические материалы, в соответствии с общим реестром предметов, в музей или в другое научное учреждение на постоянное хранение.
117. Вместе с археологической коллекцией в музей или в другое научное учреждение передается вся полевая документация: дневники рукописном и электронном варианте), графические оригинальные планы, фотографии (цифровые и печатные) и т.д.
118. По окончании полевых археологических исследований, в срок до 15 декабря текущего года, ответственный за проведение раскопок археолог обязан представить в установленной форме в Национальную археологическую комиссию общую информацию об основных результатах исследований, которая публикуется в электронном формате в „Хронике археологических исследований в Республике Молдова”.

VII. Археологическая экспертиза
119. Археологическая экспертиза – научная оценка археологического потенциала земельных участков и движимых ценностей в целях обоснования предложений по их охране и исследованию и, в зависимости от обстоятельств, для включения их в экономический оборот.
120. Археологическая экспертиза может производиться для любых видов археологических источников, недвижимых или движимых, по запросу Министерства культуры и его подразделений, органов государственной власти всех уровней, судебных органов, таможенных органов, научных учреждений, физических или юридических лиц, общественных объединений, других лиц, заинтересованных в решении проблем археологического наследия.
121. Археологическая экспертиза проводится профессиональными археологами, прошедшими аттестацию по категории археолог-эксперт или археолог-специалист, и зарегистрированных в Реестре археологов Республики Молдова.
122. Проведение археологической экспертизы обязательно при проектировании новостроек, реконструкций с нарушением почвенного слоя, реставраций, работ по землеустройству, других антропогенных действий, на участках с археологическим потенциалом, включая и освобождение от археологического потенциала.
123. Археологическая экспертиза включает два основных этапа: полевая оценка археологических памятников, и соответственно непосредственная оценка движимого археологического наследия, c составлением акта экспертизы.
124. Оценка археологических памятников предусматривает полевые наблюдения о состоянии соответствующих объектов, текстовое описание, графические и фото-фиксации, выводы и предложения по охране, консервации, реставрации и освоению данных археологических объектов, в том числе участков земли.
125. Акт экспертизы включает точные данные о состоянии археологического наследия, подвергнутого экспертизе, выводы и рекомендации по мерам защиты и освоения соответствующих объектов.
126. Акт археологической экспертизы подтверждается подписью уполномоченного археолога, с указанием даты и номера записи.
127. Акты археологической экспертизы в обязательном порядке регистрируются в Национальном археологическом агенстве, где хранится копия соответствующего документа.

VIII. Общие требования к составлению Научного отчета об археологических исследованиях
128. По завершении полевых археологических исследований, после обработки и систематизации обнаруженных материалов, составляется Научный отчет о результатах археологических исследованиях.
129. Ответственный за составление Научного отчета об археологических исследованиях – лицо, получившее авторизированное Разрешение от Национальной археологической комиссии.
130. Научный отчет о результатах полевых исследований должен быть представлен в Национальную археологическую комисию в соответствии с требованиями настоящего Положения.
131. Если Разрешение на проведение археологического исследования не было использовано, а запланированные работы не проводились, исследователь уведомляет об этом Национальную археологическую комисию и возвращает документ.
132. Отчет о результатах полевых археологических исследований (далее Отчет) является индивидуальной научной работой археолога, обладателя Разрешения, за качество которой он несет персональную ответственность.
133. Отчет это работа, выполненная в порядке исполнения служебных обязанностей, поэтому за ее качество и представление в установленные сроки несет ответственность и учреждение или организация, обратившаяся с заявкой о Разрешении на проведение археологических раскопок, в которой работает автор.
134. Качество Отчета служит критерием для возможности предоставления далее автору или учреждению права на проведение археологических исследований.
135. Отчет должен быть составлен и представлен в соответствии с настоящим Положением в Национальную археологическую комиссию до 30 мая следующего года, но не позднее одного месяца до начала новой кампании археологических исследований.
136. Отчеты, представленные после 30 мая, как правило, рассматриваются после окончания сезона исследований.
137. Копии Отчета должны быть представлены исследователем в учреждение, которое организовало археологические исследования, в музей или другое учреждение, куда сдаются коллекции, а в случае проведения исследований на средства строительной или сельскохозяйственной организации, представляются и в эту организацию, в соответствии с ее запросом.
138. Вместе с Отчетом должны быть представлены:
a) копия акта сдачи археологических предметов в музейное учреждение;
b) сертификат о сдаче археологических материалов в соответствующее музейное учреждение;
c) Разрешение на проведение археологических исследований.
139. Отчет должен быть рассмотрен Национальной археологической комиссией в течение одного месяца (если отчет представлен до 30 мая), после чего принимается соответствующее решение.
140. В зависимости от содержания и структуры, Отчет может быть утвержден без замечаний или с критическими замечаниями, которые, по мере необходимости, доводятся до сведения автора. Отчет может быть признан неудовлетворительным и возвращен на исправление.
141. Национальная археологическая комиссия имеет право требовать от автора дополнить отчет информацией и материалами, которые не были включены в Отчет (описания, планы, фотографии и т.д.), а по небходимости просить для рассмотрения подлинную полевую документацию невник в письменной или электронной форме, планы, профили и т.д.).
142. В случае когда Отчет возвращается автору для исправления недостатков, работа должна быть представлена во второй раз в течение двух месяцев.
143. К скорректированному Отчету прилагается пояснительная записка, в которой автор обязан указать какие недостатки были исправлены (с указанием страниц, рисунков и т.д.).
144. Решение Национальной археологической комиссии о качестве проведенных исследований и представленного Отчета доводится до сведения автора, а в случае необходимости и руководству учреждения, которое организовало исследования. Неудовлетворительная оценка Отчета может служить основанием для отказа автору в получении нового Разрешения.
145. В случае если и при повторном представлении Отчета будут обнаружены серьезные ошибки, новое Разрешение не выдается.
146. На титульном листе Отчета должны быть указаны полное наименование учреждения и фамилия ответственного за проведение археологических раскопок (получивший Разрешение), там же ставится его подпись.
147. В случае, когда вместе с ответственным за раскопки, в подготовке Отчета приняли участие и другие исследователи из числа тех, которые одобрены Национальной археологической комиссией как члены соответстующего исследовательского коллектива, их вклад обязательно упоминается во вступительной части Отчета.
148. В случаях, когда вклад некоторых членов исследовательского коллектива одобренных Национальной археологической комиссией является существенным в процессе археологических исследований и в составлении научного Отчета о раскопках, с согласия лица-обладателя Разрешения на проведение археологических исследований, на титульном листе отчета указываются и фамилии соавторов.
149. Отчет должен полностью отражать все проведенные полевые исследования.
150. Если работы на некоторых участках или памятниках, названных в Разрешении, по каким-либо причинам не производились, это должно быть указано во введении Отчета.
151. Отчет должен содержать сведения:
a) о целях и задачах исследования;
b) о степени их выполнения в ходе исследований;
c) о сопоставлении выполненных работ с предшествующими изысканиями;
d) об организации работ и их финансировании;
e) об исследовательской группе;
f) о примененной методике исследований;
g) выводы.
X. Специфические требования к Научному отчету о результатах
археологических разведок
152. Отчет о результатах археологических разведок содержит описание маршрута поездки и мест, где проводились разведки, с перечислением всех обследованных памятников.
153. Отчет включает карты исследованного маршрута с указанием географических ориентиров (реки, озера, населенные пункты и т.д.) и всех обследованных памятников.
154. Зарегистрированные на карте памятники нумеруются и включаются в соответствующую легенду.
155. Отчет содержит подробное описание каждого обследованного памятника, включающее его название, географическое положение, степень сохранности, топографические особенности, его форму и размеры, если они могут быть определены визуально, пределы распространения археологических остатков, характеристику культурного слоя и найденные материалы.
156. В Отчете отмечается если памятник открыт впервые или был известен ранее, кто автор его открытия и исследования, год открытия, публикации о памятнике.
157. Каждый исследованный и представленный в Отчете памятник должен быть нанесен на карту и план, составленные в определенном масштабе, которые отражают особенности рельефа и топографическую ситуацию.
158. План памятника должен иметь надежную топографическую привязку к постоянным ориентирам местности: указания направлений и расстояний до населенных пунктов, дорог, мостов и т.д.
159. На плане особенности рельефа отражаются горизонтальными линиями, с указанием направлений наклона склонов и величин сечений горизонталей. 
160. В Отчете необходимо указать размеры шурфов, а также должна быть описана стратиграфия. Представление планов и профилей всех шурфов, независимо от наличия или отсутствия культурного слоя, обязательно.
161. Фотоматериалы должны всеобъемлюще и точно отражать особенности рельефа и топографическое положение обследуемого памятника.
162. Обнаруженные в процессе разведок археологические материалы должны быть описаны в Отчете с приложением их рисунков и фотографий.

X. Специфические требования к Научному отчету о результатах
археологических раскопок
163. Отчет о результатах археологических раскопок (систематических, предварительных и спасательных археологических исследований) включает полное описание объекта исследования, с указанием названия, географического положения, формы, размеров и особенностей ландшафта, толщину и структуру культурного слоя. В случае многолетних археологических раскопок на одном памятнике, общие описания, содержащиеся в предыдущих Отчетах, могут быть опущены.
164. Отчет должен включать общий план памятника с точным указанием, в предлагаемом масштабе, всех траншей, раскопов и шурфов, как заложенных в отчетном сезоне, так и производимых в предыдущие годы другими исследователями.
165. В Отчете аргументируется выбор методики, использованной во время археологических исследований.
166. Описание результатов исследований производится по квадратам и пластам. Для каждого сектора должен быть составлен план, с профилями стенок и бровок. В случае если исследуемый участок имеет значительный размер в глубину, чертятся несколько планов на разных уровнях.
167. На археологическом плане должны быть отмечены данные выравнивания (или указаны на плане выравнивания поверхности), которые повторяются и на профилях.
168. На планах раскопов должны быть зафиксированы все закрытые комплексы (жилища, ямы, грунтовые пятна, очаги и т.д.) и наиболее важные материалы, с указанием местонахождения и глубины находки.
169. Планы и профили выполняются по единому масштабу. На профилях обозначаются границы квадратов, представленные на плане.
170. При исследовании каменных, кирпичных или деревянных сооружений, должны быть выполнены подробные планы конструкций, обрезок, фасировки и иных архитектурных элементов.
171. Профили стен раскопов или бровок должны соответствовать стратиграфической ситуации, наблюдаемой in situ. Запрещается презентация стратиграфии на основании только части профиля.
172. Все обнаруженные в ходе исследования сооружения должны быть подробно описаны, с указанием места их расположения, размеров, формы и заполнения.
173. На планах должны быть указаны размеры ям, жилищ и других сооружений и маркированы перекрестные линии разрезов этих строений.
174. При исследовании грунтовых могильников, после общего описания археологической ситуации (географическое и топографическое местоположение, внешние характеристики и текущее состояние памятника, история открытия и исследования, методы исследования и т.д.), должны быть представлены подробные характеристики каждого исследованного погребения, в зависимости от содержания этих комплексов.
175. На плане могильника указываются все исследованные погребения, с точным воспроизведением формы, размеров и ориентации скелета в могиле, в соответствии со странами света.
176. Описание каждого погребального комплекса должно включать полную характеристику погребальной конструкции, с отметкой всех размеров (надо отметить от какого уровня взяты измерения глубины – «от современного уровня», «от уровня древней поверхности», «от материка» и т.д.), формы, деталей и строительных особенностей заполнения ямы погребения.
177. Обязательно описание положения каждого скелета в могиле, приведение полного списка предметов погребального инвентаря, с точным указанием их местоположения по отношению к усопшему.
178. Каждый погребальный комплекс должен быть отмечен на плане с фиксацией контура ямы погребения (если он был замечен), рисунками скелета и всех предметов, найденных во время исследования, включая и все элементы погребального обряда.
179. Исследование погребений в простых ямах сопровождается перпендикулярным разрезом, выполненным по тому же масштабу что и план, а исследование сложных погребальных комплексов (катакомбы, гробницы и др.) сопровождается несколькими разрезами.
180. Все предметы, составляющие погребальный инвентарь, должны быть отмечены и пронумерованы на плане, а в легенде плана нужно привести соответствующие разъяснения.
181. Каждый погребальный комплекс должен быть документирован фотосъемкой.
182. Отчет должен содержать характеристику каждого кургана как единого комплекса, с указанием последовательности обнаружения погребений.
183. Обязательно необходимо представить план и профили каждого кургана в едином масштабе, с указанием погребений, сооружений и других элементов (для больших курганов выполняются два или несколько профилей).
184. На плане и на профилях кургана обязательно нужно указать данные соотношения высот к нулевой отметке (репер), место которой регистрируется на плане.
185. Необходимо описать структуру кургана и все его внутренние составляющие элементы: промежуточные прослойки, выброшенное из погребальной ямы заполнение и т.д. Эти элементы должны находить отражение в планах и профилях кургана.
186. Отчет должен содержать информацию о сохранности исследуемых участков, о регенерации ландшафта на месте раскопок, а также о восстановлении погребальных каменных стел и других археологических объектов, находящиеся на поверхности. Эта информация подтверждается фотоснимками, сделанными после завершения работ, которые сравниваются с фотографиями того же памятника до начала его исследования.

XI. Технические требования к составлению
Научного отчета об археологических исследованиях
187. Отчет в печатном виде и в электронном формате представляется ​​в двух экземплярах, один в архив Национального музея археологии и истории Молдовы, а второй в архив учреждения, ответственного за археологические исследования
188. Текст Отчета печатается в 1,5 интервала, поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм. Все карты, планы, фотографии и рисунки должны быть приложены к текстовой части Отчета или оформлены отдельным альбомом. Электронный формат Отчета представляется ​​на компакт-диске или DVD.
189. Формат альбома не должен превышать размеров 45x32 см. Текст и альбом Отчета требует тщательной подготовки, для их длительного хранения в архиве Национального музея археологии и истории Молдовы и учреждений, ответственных за археологические исследования.
190. В Отчете допускается выполнение планов, схем и рисунков тушью на чертежной (формата A4), миллиметровой или прозрачной бумаге. Допускается их фотографическое изображение, но фотографии обязательно должны быть качественными.
191. Крупномасштабные чертежи, не подлежащие уменьшению, складываются до размера альбома или текста отчета.
192. Каждый чертеж (карта, план, профиль и проч.) должен быть снабжен расшифровкой всех условных обозначений и линейным масштабом. Допускается их расположение на отдельном листе, но с условием использования в Отчете единой системы условных обозначений.
193. На всех планах и картах обязательна ориентировка по странам света (С, Ю, З, В).
194. Все чертежи (карты, планы, профили, разрезы и проч.) должны быть снабжены расшифровкой линейного масштаба. Линейное обозначение масштаба необходимо указать на всех рисунках и фотографиях находок, включая случаи, когда они выполнены в натуральную величину.
195. Рисунки и фотографии обнаруженных предметов компануются в таблицах, где каждый предмет пронумерован и скоординирован с текстом Отчета.
196. Иллюстративный материал расположен в альбоме не по категориям (чертежи, фотографии, рисунки и проч.), а по объектам исследования, в той последовательности, в какой они описываются в Отчете.
197. Между текстом Отчета и иллюстрациями альбома должна существовать прямая связь, а ссылки в тексте должны соответствовать рисункам или фотоизображениям таблиц.
198. Все таблицы альбома должны быть пронумерованы умерация является единой для всех рисунков) и снабжены объяснительными подписями.
199. Список таблиц, рисунков, фотографий и проч. иллюстративного материала прилагается к тексту Отчета.
200. В объяснительных подписях, кроме названия изображенного предмета, должны быть отмечены: наименование памятника, раскоп, квадрат, культурный слой, место обнаружения предмета и т.п.
201. В объяснительных подписях, сопровождающие фотографии, следует указывать направление съемки.

XII. Хранение и использование Научных очетов об археологических исследованиях
202. Научные отчеты о полевых археологических исследованиях в переплетенной форме сдаются для хранения в архив Национального музея археологии и истории Молдовы – один экземпляр, и один экземпляр – в архив профильного учреждения, которое проводило соответствующие археологические исследования.
203. Отчеты доступны всем специалистам, заинтересованным в исследовании данной проблематики, при условии соблюдения авторских прав и смежных.
204. Авторы Отчета или учреждение, которое провело археологические исследования, не имеют право запретить допуск исследователям к археологическим материалам, содержащимся в Отчете и хранящимся в музеях.
205. Публикация другими лицами неизданых археологических материалов из Отчетов допустима при условии письменного разрешения от авторов этих Отчетов, а в случае их смерти, с разрешения учреждения археологического профиля, которое выполнило данные работы.
206. Публикация другими лицами неопубликованных материалов из археологических Отчетов должна сопровождаться соответствующими библиографическими ссылками (имя автора, название отчета, номера страниц, таблиц и т.д.).

XIII. Археологические исследования, предпринятые зарубежными
 исследователями в Республике Молдова
207. Национальная археологическая комиссия может санкционировать археологические раскопки на территории Республики Молдова специализированными учреждениями из-за рубежа в следующих условиях:
a) соблюдение требований Положения об археологических исследованиях и экспертизе в Республике Молдова, Деонтологического кодекса археологов Республики Молдова и действующего молдавского законодательства;
b) научное сотрудничество со специализированным учреждением из Республики Молдова;
c) заключение партнерского протокола о сотрудничестве между партнером из Республики Молдова (университет, институт, музей) и зарубежым учреждением;
d) назначение в качестве ответственного за раскопки специалиста из Республики Молдова.
208. Партнерский протокол должен содержать следующие обязательные положения:
а) условия финансирования;
б) ответственное лицо и состав исследовательской группы;
c) исследовательский проект;
d) способы научного и музейного освоения археологических материалов;
e) обязательства зарубежного партнера оказать финансовую помощь или содействовать другими способами развитию исследовательского проекта, в котором участвует.
209. Археологические материалы, полученные в результате этих раскопок, полностью принадлежит государству Республика Молдова и могут покинуть страну только на основе конвенции в целях реставрации/консервации или для временного экспонирования, в соответствии с действующими правовыми нормами.

XIV. Заключительные положения
210. Любое нарушение настоящего Положения в обязательном порядке будет доведено до сведения Национальной археологической комиссии, которая, в пределах своих полномочий, будет предпринимать необходимые меры.
211. Данное Положение принято Коллегией Министерства культуры Решением № 08 от 29 мая 2012 г. и утверждено приказом министра культуры № 126 от 25 апреля 2013 г.




[1] Основные положения систематических археологических исследований действительны и для предварительной, надзорной и спасательной археологии.